РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СКВРИЗ


 
 
svs

kvd1new


georg


«Люди президентовы» и фанаты Пугачева
27.05.2014 07:21

Задорнов как-то пошутил насчет возрождения казачества. Мол, на Дону казаки так увлеклись, что даже разделились на красных и белых. Уж не знаю, сам ли Задорнов до этого додумался или прослышал о нашей местной достопримечательности. Деление на красных и белых - еще ерунда. Далеко не все знают, что главная местная казачья организация - Всевеликое войско Донское - существует в двух экземплярах.

«Люди президентовы» и фанаты Пугачева.


В редакции «МК-Юг» об этом могли бы долго еще не знать, если бы не опубликовали мы однажды маленькую заметку о деятельности Всевеликого войска Донского, проиллюстрировав ее фотографией бравого донского казака, найденной на просторах Интернета.
Буквально на следующее же утро после выхода номера на нас обрушились возмущенные телефонные звонки. Возмущались казаки. «Заметка про нас, а фотография не наша!» — негодовали одни. «Фотография наша, а заметка не про нас!» - требовали принять меры другие. Так и выяснилось, что мы написали о реестровых казаках атамана Водолацкого, снабдив заметку фотографией главы общественных казаков - атамана Козицына. Конфуз, да и только.
Чтобы хоть как-то исправить положение, мы решили выяснить, что заставило казаков размножиться делением. Для тех, кто не в курсе — реестровое казачество - это те, кто подчиняется администрации, «люди президентовы», а общественное - казаки, которым поступать на государственную службу по какой-то причине не хочется, однако проявить себя надо. У нас эти организации конкурируют и крайне недолюбливают друг друга.

 

Рассказывает начальник управления идеологии реестрового Войска Донского Владимир Воронин:
— Почему возникло еще одно Войско Донское? У некоторых казаков и у меня в том числе, возникли претензии к тогдашнему атаману, Николаю Ивановичу Козицыну. Очень оскорбились казаки, когда Николай Иванович от имени всех донских казаков подписал договор о дружбе с Дудаевым. Терцы и кубанцы после этого до сих пор называют нас предателями. Чеченцы в течение месяца этот договор крутили по своему телевидению - «Нас донские казаки поддерживают». Этот договор не имел юридической силы, но с точки зрения идеологии сыграл на руку Дудаеву: население восприняло это так, будто мы заодно с этими самостийными ичкерийцами. Потом Козицын счел возможным поддержать на выборах коммунистов. Дружить с теми, кто нас уничтожал, нельзя. Это переполнило чашу терпения, и казаки решили переизбрать Козицына. Он воспротивился, провел круг со своими приближенными, дал себе пожизненные полномочия. А казаки, недовольные этим делом, провели альтернативный круг и выбрали Хижнякова Вячеслава Фаддеевича. Это совпало с попыткой приблизить казаков к государственной службе. Был создан так называемый реестр, то есть список казачьих войск. Каждый, в том числе и я, написал личное заявление: «Изъявляю желание служить государству Российскому».

Николай Иванович же со своими генералами решил, что они вольные казаки. Говорит, что во все времена были казаки государевы, а были вольные, приводит в пример Степана Разина, Емельку Пугачева. Но не надо забывать, что таких казаков называли воровскими казаками. И если того же Степана Разина действительно поддерживали казаки, он был атаманом, то Пугачева донские казаки вообще никак не восприняли. Они даже ставили в вину яицким казакам то, что они поддержали Пугачева. Естественно, мы не могли не
спросить мнения ушедшего «на волю» атамана Козицына по этому вопросу.

Если штаб реестровых казаков прижился в здании Администрации области, то Козицын обитает в Новочеркасске, в кабинете, богато декорированном иконами, бронзовой скульптурой и почетными грамотами на неизвестных языках.

Николай Иванович - человек колоритный. Правда, славен он в последние годы в основном скандалами. Еще не забыли, что Козицын вступил в Мальтийский орден, как он уже получил титул великого князя от императора Николая III (есть, оказывается, и такой) и орден Красного Знамени от Сажи Умалатовой, председателя постоянного президиума Съезда народных депутатов СССР (странная организация, до сих пор не признавшая распад Советского Союза). Потом прошел слух о том, глава ФСБ Патрушев наградил атамана Козицына именным холодным оружием и почетной грамотой. В результате Патрушев долго махал руками и открещивался. А последний международный круг, проведенный Козицыным, украсил своим присутствием колдун Юрий Лонго (самая подходящая компания для православных казаков).

Николай Иванович убежден, что казаки и не раскалывались вовсе. И вообще на редкость парадоксален в своих суждениях. А уж эмоциональностью способен переплюнуть Жириновского.

— Когда раскол объясняют моим договором с Чечней, это просто попытка создать себе отговорку, а речь идет совсем о другом. Если бы я развязал войну и положил казаков в Чечне, я был бы виновен. Но если я заключил мир, чтобы спасти казаков - в чем меня винить? Мне сейчас письма пишут офицеры, генералы, адмиралы, все кто служил в Чечне. «Батя, Николай Иваныч, спасибо дорогой за то, что вы сделали для нас».
В 96 году перед выборами губернатора Владимир Федорович Чуб обратился к казакам, раздал кое-кому должности, и они потом в свое оправдание сказали, что все произошло из-за того, что я работал с Северным Кавказом. А это разве не наши республики? Мы, казаки, выступаем за единую неделимую Россию. Все вопросы должны решаться за столом переговоров. Аллах, Магомет, Господь Бог.. Бог один. Господь разрушил вавилонскую башенку и смешал языки. А теперь он снова дает людям возможность объединиться.
Ну что ж, Козицын с Кавказом уже объединился, дело за остальными. Вот только есть ли они, эти остальные?

Кто поедет в Осетию?
ЕСЛИ верить Козицыну, все, чем славится войско Донское его зас-луга.
— В войске Донском создано 512 казачьих общин. Миллион семьсот тысяч гектаров земли в частной собственности и в аренде. У нас создано 4 кадетских корпуса, 5 конно-спортивных школ, на сегодняшний день мы помогли 17 церквам, приходам, как физически участвуя в восстановлении, так и морально. Также помогаем ветеранам войны, детдомам, домам престарелых.
Однако Воронин придерживается прямо противоположного мнения.
— Козицын на Международном казачьем круге распространил брошюрку, где написано, что он открыл шесть кадетских корпусов, хотя к этим корпусам не имеет никакого отношения. Или «Казаки обрабатывают 3 тысячи гектаров земли». Да, обрабатывают, но Козицын тут причем? Такая полуправда хуже, чем ложь. У него просто людей столько нет. На их последнем мероприятии присутствовало около тысячи человек. Больше половины были представители с Украины. Кроме того, кадетский корпус из Воронежской области, наша кадетская школа, два десятка генералов, ветераны. То есть, всего около 300 козицынс-ких казаков. А у нас списочный состав 150 тысяч человек.
Козицын о численности своей организации лучшего мнения.
— У нас 45 членов правления. На празднике было три с половиной тысячи казаков. Бывает, до семи тысяч собирается. Все зависит от денег, чтобы казаки могли приехать. Сейчас очень тяжело с передвижением - очень высокие цены на билеты. Это не просто так, а чтобы мы меньше общались. Все запланировано и продумано.
В общем, лолучается, что у нас такие высокие цены на билеты сделали нарочно, чтобы Козицын не мог собрать своих людей. А казаки только и делают, что считают друг друга.
Козицын вообще любит громкие цифры и широкие жесты. Как-то со-бирался отправить 50 тысяч казаков в Осетию, 20 тысяч - на Украину, когда там разыгралась «оранжевая» революция. И отправил бы да, к сожалению, некого.
А у реестровых и есть кому повоевать, да власть не велит устраивать самодеятельные походы. Но ведь хочется же. Даже целый скандал был, когда в прошлом году прошел слух о том, что реестровые казаки в массовом порядке отбывают в Осетию
— Нет, не ездили мы в Осетию, — с сожалением говорит Воронин. -Наши казаки воевали там, но в частном порядке. В международном праве есть такое понятие как «ко-м а н - дант». То есть тот, кто воюет за идею, получая жалование только на форму и пропитание. Казаки ли своих. Но еще раз говорю, мы на Украину походом не собирались. Если наших казаков начнут стрелять и резать, мы пойдем на защиту и закроем их своей грудью. А пока идет борьба словесная, мы тоже слова употребляем.
Территориальных претензий в адрес Украины мы выдвигать не можем, поскольку Войско Донское не имеет государственного статуса. Такие претензии может предъявлять только Россия.
Какой национальности ваши казаки?

Кстати, само определение «казак» тоже служит поводом для конфликта. Казаки давно пытаются доказать свое право быть национальностью, протестуют, когда их считают по- томками беглых холопов и предъявляют пожелтевшие перга-менты, удостоверяющие их участие в Куликовской битве. Действительно, казаки жили на Дону задолго до появления крепостного права. Однако трудно сказать, много ли общего сохранилось у тех древних казаков с современными и были ли вообще тогдашние казаки отдельным народом.
Некоторые исследователи считают, что социальная обособленность казаков искусственно поддерживалась государством, не желавшим терять фактически бесплатную военную силу (казаки снаряжались за свой счет). Именно замкнутость казачества способствовала формированию у казаков пренебрежительного отношения к «кацапам» и «москалям».
Надо заметить, что до 18 века казаки без стеснения именовали себя славянами. А когда в 18 веке казакам стали давать дворянство и вместе с ним огромнее земельные наделы, встал вопрос, кто их будет обрабатывать? Казаку на казака работать зазорно, да и вообще земледелие тогда казакам запрещали: «дабы не умалять воинское достоинство сего народа». Пришлось закупать обычных русских крепостных. Со временем у казаков сформировался стереотип: русский - это раб. Мы не рабы, значит мы не русские. Даже атаман Платов писал: «Что мы, казаки, за народ? Говорим по-русски, вера у нас православная. А назови нас русскими -обидимся». Получается, что казачий народ возник исключительно от нежелания быть русскими.

Поэтому люди казачьей национальности бывают разной национальности. Даже в Российской империи существовало 11 казачьих войск, которые весьма отличались друг от друга в этническом плане. Например, в Донском Войске, помимо казаков славянского происхождения, несли службу более 30 тыс. калмыков и небольшое количество казаков-мусульман. Среди оренбургских казаков числились башкиры и калмыки, среди забайкальских — буряты и тунгусы, а в сибирском казачестве (не зря ведь оно сибирское) попадались даже сосланные за участие в антироссийских восстаниях поляки. В казаки попадали и евреи. Один из них, ростовский еврей Яков Бутвинник, даже стал в годы первой мировой войны Георгиевским кавалером. Да что там прежние времена, на последнем Всероссийском казачьем круге присутствовало много казаков с ярко выраженным азиатским типом лица.
Несмотря на то, что изрядная часть казаков считает это выдумкой досужих журналистов, казаки все же бывают мусульманами. Хотя новаторства здесь нет. Традицию записывать в казаки мусульман ввел еще генерал Ермолов. Атаман Терского казачьего войска Василий Петрович Бондарев признался, что хоть и преобладают у них крещеные осетины и кабардинцы, есть еще Абазинский полк, из мусульман, который добровольно вступил в Терское войско.

— В Терском казачестве, которое держало границы, испокон веков были казаки других национальностей и вероисповеданий, -Говорит атаман.
Вот интересно, если сам атаман говорит «казаки других национальностей», что же это за национальность - казак?
Реестровые с этой проблемой разобрались вроде бы легко.
— На сегодняшний день мы определились. У нас нет такого воинского чина - казак (кроме как в казачь-их обществах), у нас нет такого сословия, потому что мы живем в несословном обществе. У нас осталось одно понятие - казак как национальность. По Конституции национальность определяет сам гражданин.
- Значит, в казаки может записаться любой?
— Записаться-то он может. Теоретически. Потому что общественные организации, создаваемые по национальному признаку, незаконны. Если к нам придет какой-нибудь мусульманин, мы ему скажем: «Нет проблем, принимай православие и приходи на круг. Старики решат, принимать тебя в станичники, или нет». Но скорее всего его не примут.
А как же тогда терские мусульмане? Или те же дореволюционные калмыки, которых вместе с ханом Дундуком приняли в казаки?
Однако идеолог Владимир Воронин и тут нашелся.
- Не приняли, а приписали к Войску. Такие казаки называются приписными. Они просто уравнены в правах с казаками, носят казачью форму, служат в казачьем Войске. Но настоящими казаками станут только их внуки.
Боюсь только, что в таких тонкостях не то что «москали», а даже сами казаки слабо разбираются. Разве что продвинутые идеологи могут все это понять.
Козицын тоже не отстает. Но его борьба с «грязнокровками» совсем уж странная. Козицынское определение казачества отличается еще большим субъективизмом. Казак — это тот, кто кажется Николаю Ивановичу похожим на запечатленный в его сознании образ среднестатистического казака.
— Казаки Водолацкого? Да вы только на их лица гляньте. Разве это казаки?! Они только работают казаками.
Однако во фразе «работают казаками» что-то есть. Все на том же круге я встретила миловидную женщину в звании подъесаула, которая как раз «работает казаком». Валентина Ивановна Чистякова утверждает, что у них в Вологодском казачьем войске это дело обычное.
— У нас человек двенадцать женщин. Сама я в казаки попала волей судьбы. Я очень давно знакома с нашим атаманом, Александром Сергеевичем Яровым, когда начинали создавать казачество в Вологде, я помогала, а потом пришлось работать главным бухгалтером в Вологодском казачьем отделе. Там и чин получила.
Отдельное стойло о поводок дадут не каждому.
Однако на втором общероссийском круге среди делегатов от 10 казачьих войск и 8 окружных казачьих обществ Козицына я не встретила. Собрались там казаки, дружные с администрацией, да и администрации этой самой было много. Причем, что ни чиновник, то казак. «Главы - они же атаманы, депутаты - они же казаки», - прокомментировал ситуацию один из участников. Самым впечатляющим было зачитывание генерал-полковником Трошевым приветствия некоего казачьего полковника В. В. Путина.
Много и с восторгом говорилось о сотрудничестве с властью. Но еще больше говорили о долгожданном Законе о Государственной службе Российского казачества.
Реестровые казаки закону рады. - Нам важно даже не то, что в этом законе, важен сам факт принятия закона, — говорит Владимир Воронин. — На сегодняшний день мы живем по указам президента, а указ, согласитесь, это не закон. А когда будет закон, мы сможем говорить о его реальном наполнении. Никаких финансовых и прочих льгот этот закон казакам не несет. Он просто утверждает то, что уже есть, чем мы сейчас занимаемся — муниципальные казачьи дружины, кадетские корпуса, сельскохозяйственное производство.
А Козицын высказывается резко против:
— Для чего нам закон о казачестве? У нас же нет законов об армянах, евреях, почему должен быть закон о казачестве? Нам что, хотят сделать стойло отдельное? Мы граждане этого государства и должны жить по его законам. С помощью закона о казачестве нас просто посадят на поводок. Одна-ко причина козицынской неприязни скорее всего в том, что его на поводок как раз и не посадят. Закон о казачьей службе касается в первую очередь реестровых казаков. А общественные смогут и дальше устраивать красочные шоу: к работе их просто не подпустят. Даже казачьи чины от подъесаула до полковника будут согласовываться с представителями президента в федеральных округах. А присваиваться будут в кадровой службе администрации президента. Это та служба, которая занимается присвоением чинов офицерам армии, МВД, ФСБ. То есть, казаков практически уравняли с государственными служащими. Но, опять же, не вольных казаков, а реестровых. А многочисленные «народные» генералы Козицына так и останутся «народными», то есть самодельными. Обидно, да?
Вообще, на прошедшем круге очень много говорилось о сотрудничестве с милицией, армией (в первую очередь, с пограничниками, с природоохранной). Дружественные казаки помогают всем этим службам, практически дублируя их функции. Трудно сказать, зачем нам нужна еще одна милиция, еще одни погранвойска и еще одна природоохрана в лице казачества. Надо думать, традиционные службы со своей миссией уже не справляются, так что одна надежда на казаков.
Или волей-неволей приходится пристраивать к делу казаков-энтузиастов, которые могут и без разрешения взяться за наведение порядка, руководствуясь исключительно своей фантазией. А это уже серьезно.
Не знаю как казакам, а обычным «москалям» срастание казачества с властью в чем-то даже на руку. Всем, кто не казак, будет гораздо спокойнее, если «основои правопорядка» станут казаки подотчетные и централизованно управляемые, внесенные в реестр. А не так, что налетел неизвестно кто с нагайками, неизвестно за что вломил всем подряд и дальше поскакал.
Но с другой стороны, трудно сказать, не возьмут ли наши власти на вооружение дореволюционный опыт, когда свободные государевы казаки на протяжении столетий помогали держать в узде своих крепостных соотечественников и подавлять различные восстания. На армию надежды мало, а казаку только дай повоевать за какое-нибудь условно правое дело.
Однако сами казаки рискуют быстро умереть от скуки, погрязнув в бюрократических дебрях. Вы подумайте, и походом никуда не двинешь без разрешения властей, свои эмоции держи при себе, без приказа никого не рубай, мира тоже с кем хочешь не заключай, в общем, негде развернуться широкой казацкой душе. И никакой хваленой казачьей демократии.

— Чем казаки отли чались от всех осталь-н ы х ? Тем, что у них была выборная власть, значит, коррупции было поменьше, атамана выбирали всем миром. Если не понравился, камней насыпали в мешок и в Дон. Поэтому он думал: воровать или нет. Вот если будет так, то все равно, Водолацкий или Козицын. А если будут назначенцы, то это уже не казачество, а чисто партийная структура. В 90-м году атамана еще выбирали все казаки.

Если казаков будут делать государственной структурой, то и будет все как в государстве.
А уж Козицын к администрации испытывает смешанные чувства. - Когда власть увидела, что казачество - это не шутка, а немалая сила, то решила сделать собственное казачество, реестровое. Казаки, которые называют себя реестровыми, служат сегодняшней власти. А есть Конституция, есть закон, есть человеческое понимание служения Отечеству. Если сегодня идет уничтожение сельского хозяйства, закрываются заводы, фабрики, школы, как я должен относится к этой власти? Почему шейхи думают о своих арабах? Ребенок рождается — ему сразу 100 тысяч долларов ложут на счет. А наши рождаются - сразу: «Вы должны, ты должен». Кому? Я никому ничего не должен.
И объединяться, несмотря на все призывы, не желает. Хотя уговаривали, по словам Воронина:
- Была попытка наладить контакт. Виктор Петрович Водолацкий два года назад предложил путь объединения. В 2005 году мы хотели собрать общий круг, чтобы оба атамана сложили свои полномочия, и мы выбрали третьего. Но Козицын на это не пошел. Это для него гибель. Атаманство - единственное, что у него есть.
Так и живут два Всевеликих Войска Донских, одно - губернаторское, другое - чисто декоративное. Однако стоит ожидать, что в ближайшие годы козицынская организация вконец захиреет, а то и вовсе на нет сойдет. Потому как трудно цвести буйным цветом, если ты не дружен с администрацией.
Юлия Литвиненко.

газета Московский Комсомолец №23(416)

 


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

СКВРиЗ

Яндекс.Метрика

vodol

Верховный Атаман СКВРиЗ
 казачий генерал
Виктор Петрович Водолацкий

 ataman-vf

 Атаман Ростовского регионального отделения СКВРиЗ
казачий полковник Василий Филиппович Хейло

ujosrtia