РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СКВРИЗ


 
 
svs

kvd1new


georg


«ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ…» PDF Печать E-mail
НОВОСТИ
04.08.2010 11:23
kupolПравославный взгляд на хозяйственную деятельность человека
Материальная и духовная сферы человеческого бытия неотделимы одна от другой, как и в самом человеке неразделимы душа и тело.В процессе трудовой деятельности человек добывает себе пищу, одежду, зарабатывает иные блага, чтобы обеспечить свое кратковременное пребывание в этом земном мире. Возникает вопрос чисто нравственного свойства: сколько же ему необходимо земных благ в личное пользование и во имя чего?..

В Евангелии мы находим исчерпывающий ответ на этот вопрос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36).

 

Русская Православная Церковь в 2000 году на своем Архиерейском Соборе утвердила «Основы социальной концепции РПЦ», два раздела которых «Труд» и «Собственность» целиком посвящены экономическим вопросам. Другой документ «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования», принятый в 2004 году VΙΙΙ Всемирным Русским Народным Собором, в развернутом виде конкретизирует основные положения социальной доктрины.

С православной точки зрения, труд является органичной частью человеческой жизни. Слово Божие обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда.

Всем памятен завет Апостола Павла: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес. 3. 10).

Апостол увещевает христиан честно относиться к исполнению своих обязанностей в интересах общего благополучия. Как тело состоит из членов, имеющих каждый свое назначение, так и общество состоит из членов, неравных между собой и призванных к неодинаковым обязанностям. Но кто бы ты ни был, какое бы положение ни занимал, для малых и великих правило одно: «в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Рим.12, 6). Надо трудиться, где кому Бог судил, но трудиться с мыслью, что тайное, хитрое, скрытое не заметить могут люди, но не скроется оно пред взором Всеведения. Поэтому «дано тебе пророчество, пророчествуй по мере веры, – учитель ли, пребывай в учении, - раздаватель ли, раздавай в простоте, –начальник ли, начальствуй с усердием, благотворитель ли, благотвори с радушием. Зла отвращайся,любовь да будет непритворна». К такой прямоте и честности призывает апостол Павел христиан. Его призыв всякому понятен: все здесь ясно, просто и доступно. Понятно и то, какой бы рай на земле был, если бы каждый на своем посту был безупречен, ко всем благожелателен и далек от зла. Но этого нет. И апостол Павел знал это, но он делает призыв, указывает ту высоту, к которой надо стремиться, ту нравственную высоту всех членов общества, при которой общество может достичь своего благополучия, увидеть счастье и покой.

Есть такая притча. В одном селе люди начали строить храм. Подходит к одному работнику прохожий и спрашивает: «Что ты делаешь?» Тот отвечает: «Кирпич кладу». Прохожий спрашивает у другого работника: «А ты что делаешь?». Отвечает: «Крышу крою». Мимо идет еще одинработник, несет доски. Человек спрашивает у него: «Что ты делаешь?» - «Божий храм строю».

По-разному люди видят свой труд и смысл своей жизни, не всем дано осознать, что каждый из нас строит храм Божий и на земле, и в сердце своем. «Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей, - записано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», - при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4, 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12, 42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20, 1-16)».

Христианское отношение к труду, к его общественной пользе не рождается само собой, его необходимо воспитывать всей системой государственного устройства. Об этом писал ровно 100 лет назад, в 1909 году, известный русский экономист и религиозный деятель С.Н.Булгаков в статье «Народное хозяйство и религиозная личность»: «Нам нужно освободиться от многих идейных фантомов, а в том числе и от «экономического человека». Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального».

Речь идет о том, что каждый трудящийся член общества должен осознавать личную ответственность за свой труд, за конечные цели своей деятельности –движет ли им личная выгода или еще и общественная польза. Предельно ясно выразил эту очевидную истину философ Николай Бердяев: «Вопрос о хлебе для меня есть вопрос материальный, но вопрос о хлебе для моих ближних, для всех людей есть духовный, религиозный вопрос».

«Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся…Заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, –о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах –и делиться с ними плодами труда («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в недавнем своем выступлении сказал: «По-настоящему деловой человек всегда помнит, что прибыль –это лишь средство для продолжения и развития своего дела на пользу ближним.

Главным же смыслом своих трудов мы должны видеть служение Богу, ближнему и Отечеству через созидание необходимых для достойной жизни духовных и материальных

благ».

Иерей Вадим Толмачёв
Руководитель отдела по
работе с казачеством
Ростовской-на-Дону епархии
 


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

СКВРиЗ

Яндекс.Метрика

vodol

Верховный Атаман СКВРиЗ
 казачий генерал
Виктор Петрович Водолацкий

 ataman-vf

 Атаман Ростовского регионального отделения СКВРиЗ
казачий полковник Василий Филиппович Хейло

ujosrtia