РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СКВРИЗ


 
 
svs

kvd1new


georg


Патруль-на-Дону PDF Печать E-mail
НОВОСТИ
27.05.2010 04:26
kazaki2010Патруль-на-Дону
В среду пройдет очередное заседание Совета при президенте по делам казачества. Атаманы 11 войск приедут в Омск, причем уже в новой форме, утвержденной президентским указом и пошитой в срочном порядке за их личный счет. Казаки возвращаются на государеву службу. Чтобы понять, как идет этот процесс и как сегодня живут потомки Матвея Платова, Григория Мелехова, "Известия" посетили колыбель российского казачества - Всевеликое войско Донское.

- Один конный казак заменяет 20 пеших омоновцев, - говорят нам люди, у которых вместо дубинки в руках нагайка, а вместо вязаной маски - борода и усы.

На ипподроме Ростова-на-Дону многолюдно для воскресного утра.

Идет инструктаж конных взводов муниципальных казачьих дружин (перед тем как отправить их на стадион следить за порядком). В одной только Ростовской области дружинники охраняют более 50 городов и сел. Разумеется, вместе с милицией и, естественно, небесплатно - платят казакам-конникам около 5 тыс. рублей в месяц (ассигнования казенные, выделяет их областной бюджет).

- А патрулируем каждый день, - говорят казаки и добавляют без гордости: - Энтузиасты!

При средней зарплате по области 20 тыс. рублей деньги их, естественно, не устраивают. Но зато устраивает само "место работы". В первую очередь потому, что "при исполнении - уважают". Посмеиваясь в усы, рассказывают казаки, как кое-кто из нарушителей общественного спокойствия штаны промочил, когда их догнали всадники с нагайками. А еще потому, что есть у них странное ощущение - "людям нужны".

- Мы за пять лет (муниципальные дружины существуют на Дону с 2005 года. - "Известия") сохранили три дачных кооператива - бомжи и воры ни одного гвоздика не унесли! - говорит за своих ребят командир конного взвода Новочеркасска Михаил Зюзько.

Милиционеры признают: там, где за порядком следят казаки, нарушений меньше в разы. Завидев их, в пай-мальчиков превращаются даже футбольные фанаты. Причем во внешнем виде (и даже во взгляде) дружинников нет ничего устрашающего. Камуфляж, казачьи погоны и нагайка, пороть которой нарушителей запрещено. Традиции возрождают, не покушаясь на права человека.

- Нам и шашку иметь при себе не положено, - говорит командир конного взвода Белокалитвинского района Анатолий Дубовской, - милиционеры выезжают при полной экипировке - дубинка, рация, пистолет, а нам приходится убеждать нарушителей словом и лошадьми.

Лошади не свои. Общие - Всевеликого войска Донского. "Лошадь ухода требует, а в машину залил бензин, поставил в гараж и забыл", - объясняет Анатолий Дубовской, почему казак и конь больше не единое целое. Пересели казаки на "железных коней". Рядом с конюшней на ипподроме стояло несколько автомобилей - вернутся ребята с дежурства, переоденутся и поедут домой.

Исключение - десять дружинников. Взяли и сами создали джигитовочную группу казаков (первую и пока единственную в России). Не то чтобы они были самые смелые, не то чтобы делать им было нечего (некоторые оставили бизнес, чтобы иметь возможность каждый день седлать лошадей). Просто отец рано посадил дитя на коня и какой-то генетический курочек сработал.

- Интерес к джигитовке есть у многих, - говорит 20-летний наездник Александр Супрун, первый раз на лошадь он сел в шесть лет, - но и страх есть, поэтому нас всего десять.

Когда мы приехали, ребята готовились к саммиту Россия-ЕС (пройдет в Ростове 31 мая - 1 июня). Тренировочный лагерь разбит возле заброшенного завода в Азове - в васильковом поле мелькают фигуры наездников. Их особенно хорошо видно, когда они на седле встают вверх ногами.

- В отличие от циркачей мы без страховки выполняем даже самые сложные элементы, - с шашкой наголо подъехал к нам руководитель джигитовочной группы Всевеликого войска Донского Антон Лебедев, - да и скорость на манежах ниже, чем в поле.

Тут лошадь несется галопом. Лидеры зарубежных стран, которые соберутся на саммит, увидят здесь то, чего они на Параде Победы не видели, - настоящих "степных рыцарей", тех самых, которые Наполеона заставили себя уважать.

Время ряженых прошло

Казачьих хуторов и станиц в Ростовской области больше трехсот, они, собственно, и есть островки сохранения исконных традиций. "ЗдорОво ночевали!" и "ЗдорОво дневали!" - везде как за здрасте. Ну а ежели донцы считают, что нечто доброе совершают, то обязательно похвалят себя: "Слава Богу, что мы казаки!" На казачьем "круге" присказка часто заменяет аплодисменты.

- Структура "круга" до сих пор соблюдается, - говорит начальник штаба Аксайского юрта Иван Василенков, - то есть обязательно присутствие батюшки и совета старейшин.

Интересно, что само собрание проводится где-нибудь во дворце культуры, а не на майдане, как раньше. Еще интереснее, что проявлять любопытство (непраздное) к казачьим собраниям стали приезжие. Корейцы, например, которые давно переехали сюда на постоянное место жительство и даже успели принять православие. Относятся к ним казаки доброжелательно, по-соседски.

- Представьте, у нас в школах уроки православной культуры посещают чеченцы, другие приезжие, - говорит атаман станицы Ольгинской Алексей Резников. - Вы не подумайте, детей из мусульманских семей ходить на эти уроки никто не обязывает, просто родители не возражают. Им самим интересна наша культура.

Появились в Ольгинской даже общестаничные праздники - коренные жители и приезжие вместе накрывают столы, самовар ставят - на яблоневых ветках. Может, для того праздники и нужны, чтобы вспоминать исконный ритуал чаепития. Но зато, представляете, чудом в повседневной жизни осталась жива традиция ровно в полдень, хоть гром греми, пить свежесваренный кофе.

- Чайник я уже побанила и навесила, - зовут старые казачки друг друга "на кофий".

Значит помыла и поставила на огонь. Дома в Ольгинской крепкие. Всем миром возводится новая церковь (и в Азове, и в Новочеркасске, и во многих других местах казаки помогают восстанавливать храмы). В остальном не отличишь от неказачьих станиц. Даже детей рожают не больше двух.

И пашут. Порядок на улицах почему-то считают своей заботой (участковый за последние лет пять не услышал от начальства ни одного нарекания). Из числа добровольцев сформировали казачьи пожарные дружины. Ну а кормят станичников озеро (оно в пользовании казачьего общества) и огороды.

- Переоденемся сейчас - и в поле, сейчас время такое, когда день год кормит, - сказали нам казаки при прощании, словно извиняясь за то, что брюки с лампасами надели по случаю приезда гостей.

- Чтобы казаки жили достойно, нужно, чтобы каждый имел хотя бы по 50 га земли, - высказывает атаман Резников, видимо, сокровенную мысль, припоминая царские времена. - Время ряженых, поверьте, прошло. Рвачи уже отсеялись от казачества.

Майдан теперь музей

От Ольгинской на пароме доехали до Старочеркасской - святое место для донских казаков, бывшая их столица. Тут и майдан, на котором Степан Разин призывал казаков идти на Москву, и войсковой собор, на входе в который висят теперь его кандалы. И единственная сохранившаяся в России атаманская усадьба. В хорошем состоянии всё, кроме людей.

- А коренного населения очень мало, - вздыхает жительница станицы Анна Филипповна. - Старики остались, а так уже дачники в основном.

- Зато на фольклорные праздники сюда много людей приезжает, - не теряет оптимизма станичник Виктор Петрович Яковлев. - Блины у нас пекут еще по казачьим рецептам, а вот предметы утвари уже, естественно, современные.

Петрович - местная знаменитость. В его честь названо даже маленькое подворье в казачьем стиле, где можно испить чаю на травах или настойки (тоже на них). Предок Петровича был Степану Разину крестным отцом. Потомок на власть не ропщет. Главное, говорит, "чтобы хлеба урожай был", "рад, что дожди пошли". Человек-праздник и человек-пахарь одновременно. "Ну, я на огород. Не могу ни одного дня дома лежать", - говорит Петрович, который в свои 73 ездит не на лошади, а на "Газели". Но шашку хранит.

В Старочеркасской мы поняли: у куреней по вечерам казачьи песни уже не поют. Их в залах исполняют ансамбли. Появились они на Дону в начале 90-х годов, держатся на энтузиазме своих солистов да еще, пожалуй, на хорошей памяти стариков. Самый известный хор - в новой столице донского казачества Новочеркасске.

- Собираем песни по хуторам, по станицам, - рассказывает руководитель ансамбля "Любо" Юрий Хачатурян. - Казаки обычно из походов песни привозили, и многие сохранили этот особый фольклор. Хотя есть хутора - приезжаешь, а там уже турки-месхетинцы живут...

Не только казачью музыку, но казачью вольницу лучше всего ощущаешь в Новочеркасске. Не потому, что вместо памятника Ленину казаки поставили памятник Платову. А просто благодаря широким проспектам пробок в городе не бывает (в России изначально как столицы строились только Новочеркасск и Петербург). А еще потому, что бывший мэр хоть и был атаман, но за плохие дороги должностью поплатился. В марте голосование было протестным, и новым главой казачьей столицы стал... коммунист.

Вальс в камуфляже

Сочетание казачьих званий (вахмистр, подъесаул, полковник и др.) и чиновничьих должностей - дело распространенное на Дону - поначалу весьма удивляет. А потом ничего, привыкаешь. Привыкаешь видеть насеку и булаву (символы атаманской власти) в кабинетах районной администрации. К тому, что "степные рыцари" ездят на служебной "Волге" и ходят в костюмах.

- Вы видели, чтобы индейцы майя в Америке ходили по улицам в своих национальных одеяниях? - спросил нас Геннадий Жердев, замглавы Белокалитвинского района и одновременно заматамана юрта. - А мы тоже современные люди!

Город Белая Калитва - пропитанная потом и кровью казачья земля. В 2002 году, когда проходила перепись населения, 30 тысяч из 108 тысяч жителей района в графе национальность указали: "казак". Значит, возврат к истокам шел не сверху, а снизу - сначала казаки показали силу, а потом уже под их возрождение и госпрограммы стали писаться, и должности (заместитель главы по делам казачества) создаваться.

- У нас какая специфика, - продолжает Жердев, - у нас глава района - он же атаман, и главы поселений тоже в основном атаманы. Поэтому узловые проблемы выносятся еще и на "круг". Удалось, например, несколько малокомплектных школ сохранить, потому что, когда речь зашла об их ликвидации, казаки подняли шум.

Не мудрствуя лукаво, а в том ее виде, в каком она есть сейчас, казаки и возвращаются на государеву службу. Во всей Ростовской области 18 из 42 глав районов - казаки (не говоря уже о главах и депутатах поселений). Стали "степные рыцари" и в партиях состоять. В основном в "Единой России". Проблемы не заставили себя ждать. Как сказал атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий, "атаманы станиц и хуторов, не переизбиравшиеся десятилетиями, забронзовели". На внеочередном круге казачьих обществ Юга России решено было переизбирать атаманов после двух сроков подряд.

- А у нас среди казаков много руководителей фирм, директоров предприятий, фермеров много! - сообщил Геннадий Жердев в ответ на вопрос, кто в Белой Калитве спонсирует восстановление храма Державной иконы Божьей Матери.

Мы много знаем про казачество и православие. И очень мало - про казачество и капитализм. А они между тем вполне естественно себе уживаются. Принадлежат казакам в Белой Калитве и рынок, и самобытные кафе, и кабинеты стоматологии... Такое ощущение, что в свои руки, причем хозяйские руки, все взяли казаки.

- А еще у нас восемь казачьих школ, два детсада и кадетский корпус имени Матвея Платова, где воспитывается новое поколение казачат, - говорит Жердев. - Хотим, чтобы они выросли хорошими гражданами, а кто они будут по профессии - без разницы!

Когда мы зашли в кадетский корпус, ребята и девчата все как один молились перед едой.

- У нас менталитет другой, - сказала 11-классница Юля Димитрова, когда мы спросили ее, чем воспитанники казачьего корпуса отличаются от других, - мы, например, всегда уступаем место старшим, когда едем в автобусе, а другие ребята сидят и смотрят в окно.

После обеда кадеты станцевали для нас вальс на плацу. Были среди них кореянки, были среди них те, кто дальше пойдет учиться не в военный вуз, а, например, на высокие технологии. А значит, казачество - не народ и не сословие. А состояние души. Которое лучше всего выражает вот этот вальс в камуфляже. От боевой единицы нации осталось то, что никогда не выйдет из моды, - духоподъемный такт.

Ростов-на-Дону - Азов - Ольгинская - Старочеркасская - Новочеркасск - Белая Калитва
 


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

СКВРиЗ

Яндекс.Метрика

vodol

Верховный Атаман СКВРиЗ
 казачий генерал
Виктор Петрович Водолацкий

 ataman-vf

 Атаман Ростовского регионального отделения СКВРиЗ
казачий полковник Василий Филиппович Хейло

ujosrtia