РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СКВРИЗ


 
 
svs

kvd1new


georg


Депутату законодательного собрания. PDF Печать E-mail
НОВОСТИ
08.03.2010 06:10
kazaki2010Депутату законодательного собрания
Ростовской области
Касьяненко В.М.
руководителя военно-исторического клуба
«Задонщина», заместителя атамана
Мечетинского юрта по военно-патриотической работе и спорту, кандидата социологических наук, доцента АЧГАА
Ярового Андрея Викторовича

Уважаемый Владимир Михайлович
Обращаемся к Вам с просьбой решить вопрос о присвоении статуса национального вида спорта казачьим боевым традициям, возрождением которых мы в течение последних десяти лет успешно занимаемся. Наша просьба продиктована следующими соображениями:
1. С 1 января 2009 г. вступает в силу новый закон о спорте, где под на-циональным видом спорта понимается вид спорта, культивирую-щийся в этнических группах населения, имеющий социально-культурную направленность и развивающийся в пределах одного субъекта Российской Федерации. Согласно постановлениям Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 №3321-I «О реабилитации казачества» и изменениям от 26 июня 2007 г. под казачеством понимается исторически сложившаяся культурно-этническая общность, за которой признается право на возрождение социально-хозяйственного уклада и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека.
2. За последние десять лет нами была исследована, воссоздана и апробирована в учебном и соревновательном процессах, система традиционного владения холодным оружием существовавшая у донского казачества. Были проведены соревнования районного, областного (войскового) и межвойскового уровней. Были стандартизированы и разработаны правила соревнований по рубке лозы в пешем строе, фехтовании на имитаторах шашки, фехтовании на пиках. В качестве подготовительных упражнений используются народные игры, донская борьба «на ломка», разновидность кулачного боя, существовавшая на территории донской области.
3. Основу материалов составили этнографические изыскания Ярового А.В., историка и социолога, участника ежегодной Северо-Кавказской научной конференции «Дикаревские чтения» проходящей в городе Краснодаре, автора статей и монографий по заявленной проблематике. Необходимую помощь нам была оказана донскими и кубанскими историками, этнографами, краеведами, оружиеведами (к.и.н. доцент ЮФУ Черницын С.В., д.и.н. проф. ЮФУ Трут В.П., д.и.н. Рудиченко Т.С. к.и.н. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. и др.) при составлении историко-этнографического обоснования наличия у донского казачества своеобразных обычаев и ритуалов, связанных с войной и военным делом, что, собственно, и составляет ядро казачьей культуры.
4. Для нормального существования традиции необходимо организовы-вать обучение и воспитание носителей этой традиции (спортсменов и тренеров высшей квалификации), которые будут культивировать и развивать этот вид спорта в данном регионе, возникает необходимость в узаконивании разрядных систем по рубке и фехтования, дабы они принимались в расчет военкоматами при призыве казачьей молодежи в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, так как при должном навыке фехтования на пиках из спортсмена может получиться инструктор по штыковому бою, что может иметь военно-прикладную ценность для общевойсковой подготовки.
5. Изучение казачьего оружия (пики, которую казаки называли «дончи-хой» и шашки) неразрывно связано с военно-обрядовой и воспитательной функцией. Оружие имеет прочную традицию в фольклоре донского казачества, связано с выработкой таких нравственных понятий как честь, мужество, стремление защищать свою родину, любовь к военному делу, недаром в наших соревнованиях часто принимают участие воспитанники кадетских казачьих учебных заведений.
6. На народных праздниках, приуроченных к памятным датам российской и донской истории, казаки демонстрируют рубку лозы оружием, которое является принадлежностью национального костюма (чекменя, папахи, ичиг, шаровар с лампасами).
7. Соревнования казаков всегда были связаны со знаменательными датами, что будет способствовать актуализации исторической памяти среди казачьего населения области, послужит не просто военно-патриотическому, нравственному воспитанию, но и оформлению этнического самосознания казаков, что так важно для возрождения донского казачества.

Руководитель ВИК «Задонщина», к.с.н. _______________ Яровой А.В.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Казачьи воинские состязания как элемент традиционной культуры донского казачества стали объектом исследования в 90-е годы прошлого века. В основном уделялось внимание скачкам, кулачному бою, борьбе, недостаточно исследовались прикладные виды (умение владеть пикой, шашкой и др.). Описание этих состязаний можно обнаружить не только в работах А. Денисова, В. Сухорукова, Е. Котельникова, М. Харузина, П.Краснова, Е. Савельева, А. Ригельмана, К. Абазы, С. Номикосова, но и в этнографических записях, вплоть до сегодняшнего дня. Нами использованы записи в станицах Егорлыкской, Мечетинской, Старочеркасске, Семикаракорске, Вешенской, Казанской, Цимлянске, и др.
Основу казачьих состязаний составляли станичные домашние игры, которые часто приурочивались к праздничным датам (Покров Пресвятой Богородицы, Святки, Масленица, Красная горка, Троица).
Состязания включали в себя скачки, джигитовку на коне, фланкировку оружием, рубку лозы, традиционные виды борьбы и кулачного боя. Варианты их несколько разнились от станицы к станице, однако в целом все эти виды обладали общими чертами. Эти черты обобщенно можно охарактеризовать как стилевые особенности воинского искусства донского казачества.
Боевые походы степного и морского характера, которые на Дону назывались поиски, требовали от казака умения владеть конем, джигитовать на нем, владеть оружием, изначально холодным в последствии огнестрельным. Эти навыки были присущи тому типу степной дружинной культуры, который сложился в Подонье и в Причерноморских степях к XV в. На этом раннем этапе можно с уверенностью говорить о наличии у казаков борьбы «на ламка» (вид поясной борьбы), широко распространившейся по Евразийским степям, кулачного боя, который у донских казаков имел не только обрядовый характер, но также встречался на кругу и служил обучению коллективным взаимодействиям в пешем и конном бою. К концу XIX в. кулачный бой встречается в нескольких видах: бой стеночный, лавами, поединок сам на сам, который мог предварять бой, а мог использоваться и как самостоятельное явление.
Особым почетом и уважением на Дону пользовалось оружие. Владеть им было первейшей обязанностью казака, как на раннем этапе развития казачества, так и на позднем, когда оно оформилось Российским государством в служилое сословие.
Состязались в рубке лозы, в умении владеть пикой, нагайкой, шашкой, своеобразной школой подготовки выступала казачья пляска с оружием. Оружие огненного боя использовалось в состязаниях по стрельбе с коня (скачки на мишень), стрельбе лежа и проч.
На основе этого материала, а также на основе опыта восстановления многих казачьих традиций состязательного характера, опираясь на многолетнюю практику подготовки и проведения состязаний областного и районного уровня, нами выработаны основные положения и правила, которые мы предлагаем для реализации, в качестве основных правил по казачьему национальному виду спорта. При этом предполагаем, что, помимо градации, кандидат в мастера спорта по национальным видам спорта или мастер спорта по национальным видам спорта, разрядную систему необходимо дополнить Войсковыми жетонами «За рубку» 1, 2, 3 класса, «За владение пикой», утвержденными ВКО ВВД.
Соревнования по рубке, фланкировке шашкой и пикой в пешем строе, (а при доминирующем городском образе жизни необходимо делать поправку и на отсутствие коней у многих казаков, их дороговизну), проводились в городе Зернограде (ежегодные «Игры на приз Ермака Тимофеевича» на Святки, примерные «шермиции» на Масленицу); в ст. Старочеркасской – войсковые (областные) ратные состязания «Пластун» – приуроченные ко дню Георгия Победоносца; в городе Новочеркасске – межвойсковые соревнования на Покров Пресвятой Богородицы и др.
Соревнования сопровождаются участием представителей Русской Православной церкви, фольклорно-этнографических коллективов, казаков местных казачьих обществ всех возрастов.

 


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

СКВРиЗ

Яндекс.Метрика

vodol

Верховный Атаман СКВРиЗ
 казачий генерал
Виктор Петрович Водолацкий

 ataman-vf

 Атаман Ростовского регионального отделения СКВРиЗ
казачий полковник Василий Филиппович Хейло

ujosrtia